«Лёд»: песнь конька и знамени

Режиссер: Олег Трофим
В ролях: Аглая Тарасова, Диана Енакаева, Мария Аронова, Александр Петров, Милош Бикович, Ян Цапник, Ксения Раппопорт, Ксения Лаврова-Глинка, Павел Майков и другие.

О чем мечтают маленькие девочки из Иркутска? Конечно же, поскорее вырасти, получать хорошие оценки в школе и, ни много ни мало, стать звездами фигурного катания. И их матери, кажется, грезят об этом не меньше. Среди них — мама Нади Лапшиной, которая всеми силами пытается научить малышку держаться на байкальском льду, несмотря на скепсис профессионалов и собственные проблемы со здоровьем. Упорство, падения и строчки Земфиры любого далеко заведут, правда, набирать обороты и тулупы в фигурном катании Лапшиной придется уже в одиночку.

Выдержав суровые тренировки маэстро тренерского цеха Шаталиной и пройдя через все козни юных завистниц, Надежда отправляется покорять столичный мир фигурного катания. В лучах славы и на руках главного таланта страны Леонова она получает все: медали, фотосессии и любовь нового партнера по льду. Но когда до старта главного спортивного турнира всех времен остается совсем немного, Надя получает серьезную травму и больше не может встать на коньки. После нескончаемых операций она принимает решение вернуться домой, хотя врачи упрямо твердят, что физически она здорова, и ее проблема носит исключительно психологический характер. Чтобы преодолеть внутренний барьер, все средства хороши, пусть они и целиком связаны с нахальным и беспардонным хоккеистом с соседнего двора, от безумных идей и искрометных шуток которого растает не один девичий лед.

Определить жанр дебютного фильма клипмейкера Олега Трофима действительно сложно, поскольку его герои драматично плачут, усиленно демонстрируют свои комедийные таланты, почти попадая в фонограмму, распевают радийные хиты, а один раз даже летают во сне. Но нет, фантастикой тут и не пахнет, на экране не роботы, а просто сказка для взрослых в обертке спортивной мелодрамы. Трагическая история сироты из глубинки, следующей за одной большой и яркой мечтой, здесь на первом месте. Вместо фигурного катания можно подставить абсолютно любой вид спорта, и ничего не изменится — Лапшина вполне могла заниматься как художественной гимнастикой, так и гандболом, все равно в соревновательной части фильма под комментарии Губерниева (который, кстати, не имеет к фигурному катанию никакого отношения. — Прим.авт.) показывают одни и те же наборы элементов фигуристов. Совершенно непонятно, почему при этом на экране так много посредственной компьютерной графики, которая в большинстве сцен попросту не нужна. Видимо, в современном кинематографе куда проще слепить 3D-арену, чем просто посадить массовку на настоящем катке.

Кроме того, неоднозначные впечатления оставляет одна из главных фишек фильма — музыкальные номера. Во-первых, их действительно много, и иногда они идут чуть ли не друг за другом, а во-вторых, вокально-инструментальная составляющая явно оставляет желать лучшего. И дело даже не только в том, что Ксения Раппопорт поет ожидаемо хуже Земфиры, а Александр Петров, цитирующий Богдана Титомира в «качалке», выглядит слишком безумно даже для него. Почти все клиповые сценки выбиваются из контекста «Льда» и напрочь убивают всякую драматургию, которая и так страдает от взрывной смеси спорта и романтики. Наличие песен можно было бы оправдать, если бы композиции писались специально для фильма, как было в случае прошлогоднего «Ла-Ла-ленда», а не являлись повторением избитых хитов прошлых лет. Неплохая находка — микс из непростых будней воспитанниц иркутского интерната под «Солдата» группы 5'Nizza, но лишь благодаря оригинальной и не самой очевидной идее.

Главным достоинством «Льда» стоит признать актерский состав, который даже в сыром и перегруженном сценарии для телевизионного «мыла» не вызывает раздражения — для отечественного кинематографа это уже можно считать достижением. Аглая Тарасова совсем не теряется на экране с первой главной ролью в крупном проекте, Александр Петров по всем заветам авторов «Притяжения» переигрывает, но делает это с душой, а усатый Павел Майков с его «пчелиным» прошлым каждый раз вызывает улыбку. При этом звездой ленты, несомненно, является Мария Аронова, которая в образе Шаталиной наверняка заставила бы даже сборную России по футболу не только попадать в ворота, но исполнять аксели в три с половиной оборота.

Пожалуй, такому неоднородному и чересчур наивному фильму, где дела сердечные тесно связаны с ледовыми, куда больше подошел бы формат сериала, благо, помимо Минкульта в создании ленты принимали участие некоторые телеканалы. Но все-таки на носу Олимпиада, а «Легенда №17» и «Движение вверх» уже показали, как знамя побед нашего спорта привлекает публику, поэтому продюсерский расчет Федора Бондарчука очевиден. Другое дело, что в рамках черной комедии с трагической подоплекой такой, скажем прямо, шаблонный сюжет заиграл бы яркими красками. Недавняя экранизация истории фигуристки Тони Хардинг —лучшее тому подтверждение. Российским зрителям же остается довольствоваться современными сказками, где героиня, несмотря на все преграды и несчастья, в конце концов получает… почти все. Ну, и любоваться байкальским льдом, конечно, не зря же его так упорно и долго снимали.

                                                                                                     Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.45.ru
Просмотров: 23272